Авторизация все шаблоны для dle на сайте newtemplates.ru скачать
 

ПРАВОСЛАВНЫЙ МУХАМЕД – ВОЗМОЖНО ЛИ ЭТО?

26 декабря 2019 года Священный Синод сделал постановление о возможности принятия Крещения с сохранением национального имени.

Эта тема является достаточно болезненной, так как в церковной практике мы видим столкновение двух традиций - это крещение по святцам и крещение с национальными именами - и они обе канонически не обоснованы. Нередки случаи, когда людям с национальными именами в крещении отказывают в Таинствах и подаче записок.

О том, откуда возникла данная проблема и можно ли быть православным Мухамедом, мы поговорили с практикующими миссионерами, работающими с диаспорами, протоиереемМаксимом Обуховым и священником Дионисием Гришковым.

Расскажите, пожалуйста, насколько острой является данная проблема и какие тенденции наблюдаются в последние годы?

Протоиерей Максим Обухов: 
В последние сто лет Православие перестало быть государственной религией, но некоторые рудименты той ситуации, которая сложилась к 19 веку, сохранились до сегодняшнего дня, а именно запрет на использование имен, не входящих в святцы. Это государственная традиция, которая не имеет отношения к Священному Преданию.Во всех православных церквах принято называть детей по святцам в большинстве случаев, но если родители хотят, детей крестят под любым именем: Богомир, Аспарух, Венера, Аполлон и т. д. Это есть сложившаяся практика во всем православном мире.

Священник Дионисий Гришков: Данное решение Синода пытается решить лишь ту проблему, когда на приходах некоторые сотрудники свечных лавок или духовенство не принимают записки, в которых указаны малознакомые им имена. Причем иногда люди, подающие записки, специально пишут, что поминаемые являются крещеными. 
Такая проблема возникает, когда люди из других Поместных Церквей приезжают в России на заработки или в паломничество, и здесь им иногда отказывают в Таинствах. Эта проблема не настолько существенна, потому что она возникает по человеческой немощи и невежеству.
Все же это Синодальное решение не позволяет крестить с теми именами, которых в святцах вовсе нет.
Таким образом, данный документ решает только узкую проблему по согласованию святцев разных Поместных Церквей.

От кого идет основной запрос на крещение с национальными именами? 

Протоиерей Максим Обухов: Во-первых, это те, кто называет детей именами типа Алина, Артур, Эдуард. Во-вторых, коренные народы России, не принадлежащие великорусской или славянской народности. Самый многочисленный этнос России это татары. Хотя татары, самый многочисленный народ России, после русских, считается мусульманским, православных среди татар так много, что перекрывает по численности другие народности. Но для татар, традиционно, имя играет большую роль в национальной идентичности. Своими национальными именами стали пользоваться и другие народы, населяющие нашу страну. Нет канонических препятствий для крещения тех представителей народов России, которые хотят сохранить свою национальную идентичность. В этом отношении можно провести параллель с русскими святыми, которые были крещены под греческими именами, а вошли в святцы и историю под теми именами, которые им дали родители — Ольга, Борис, Глеб, Владимир… 

Священник Дионисий Гришков: В церковно-управленческой среде всегда возникают некоторые недоумения, связанные с различным толкованием традиций церковной практики, скажем, касательно выбора крестных.  И Священный Синод периодически дает разъяснения по этим вопросам, чтобы между духовенство и церковными работниками не было разногласий. Запрос на это решение находится где-то среди нас, среди духовенства. Это некое упорядочение нашего богослужебного строя. К тому же, это помогает избавиться от обрядоверия.

В постановлении Синода говорится о том, что взрослому человеку с именем, не имеющим аналогов в святцах, нужно выбрать близкое по звучанию. А как быть тем, у кого совсем экзотические имена или фонетический аналог искажает имя? 

Протоиерей Максим Обухов: В постановлении Синода сказано о возможности многоообразия подходов в наречении имени. Большинство мирян дают имена по святцам, но если родители настаивают на крещении под родным именем, у нас нет канонических оснований для отказа в крещении. Другими словами, если  татарская семья назвала своего сына Тимуром и настаивает на крещении под этим именем, у нас нет оснований для отказа. Мы должны крестить его Тимуром.

Священник Дионисий Гришков: Данное постановление не дает нам каких-то рычагов для решения другого рода проблем. Например, когда человек или группа людей из иноверческой среды хочет принять крещение и сталкивается с традицией наречения нового имени. Эти люди иногда сохранить свое национальное имя, и если созвучного аналога по святцам нет, то это постановление  Синода фактически не дает никакого решения. Все-таки человеку придется брать какое-то другое имя.
Вот недавно у нас был случай, когда человек родом из Болгарии хотел креститься с именем, которого нет в святцах, потому что в святцах действительно есть далеко не все имена. Мы обратились к открытым источникам и не нашли этого имени. Тут возникает вопрос, где брать эти святцы иных Поместных Церквей? Тем более, что сами Поместные Церкви имеют разнообразные традиции наречения имени отличные от Русской и тогда вопрос, что же делать, остается открытым.
С пополнением наших святцев именами из святцев других Церквей есть проблема в том, что нам эти святцы не предоставлены, например, грузинские святцы. Грузинский язык большинству русскоязычных людей не знаком – как искать источники и ориентироваться в них? Как понять, что брать за образец? Как осуществлять перевод? 
При мне несколько лет назад был случай, когда в Оптиной пустыни отказались причащать паломницу по имени Джульетта, чадо Грузинской Церкви.

В других Поместных Церквях есть другие традиции – например, крестная слава на Балканах, когда почитается не личный небесный покровитель, а покровитель рода, семьи.

К тому же, есть множество подвижников веры и тех, кто крестился кровью, приняв мученическую кончину, имен которых мы не знаем. Святцы естественно не включают в себя всех святых Православной Церкви и расширение этих списков это долгий и трудоемкий процесс. Мы должны признать, что наша традиция должна быть гибкой. 

Крещение людей с национальными именами позволяет легче находить компромисс, например, с представителями мусульманских народов, миссия среди которых является очень актуальной для Москвы. Однако имя – это символ, это «название» человека. Не будет ли некой двойственности, если новообращенный православный человек будет носить традиционно мусульманское имя?

Протоиерей Максим Обухов: Наоборот. В последнее время наметилась тенденция крещения мусульман, или бывших мусульман, или тех, кто по культуре считал себя мусульманином.  
Русская Православная Церковь не проводит политику прозелитизма по отношению к исламу и мы не ведем миссионерскую работу, направленную против ислама. Тем не менее, некоторое, небольшое по отношению к общей массе приверженцев этой религии по тем или иным причинам обращается в Церковь с просьбой о крещении, в чем мы, естественно, не можем отказать. И тогда встает вопрос о национальной идентичности. 
В глазах многих народов такая акция превращает таджика, узбека в русского. Это, конечно, большое заблуждение, так как крещение — это акт прихода ко Христу, а не отказа от своей национальной идентичности. Крестившись, человек не противопоставляет себя своему народу.  Поэтому, если крещаемый хочет остаться Ринатом, Азатом, Альбертом, хоть Мухамедом - мы не вправе запрещать ему это.
В документе делается акцент на том, чтобы расширение возможностей шло за счет святцев иных Поместных Церквей и допустимости иноязычного звучания признанных имен, но вопрос об именах инославных и иноверческих как будто игнорируется. Как Вы считаете, какую позицию можно высказать с миссионерской точки зрения насчет таких имен?
Практика всех православных церквей состоит в следующем. Детей мы крестим по святцам. В случае несовпадения даем второе имя. Если родители хотят  - крестим под любым именем, как и сказано в решении Синода  - что, согласно библейской традиции, наречение имени новорожденному младенцу являлось прерогативой родителей. 

Священник Дионисий Гришков: Те люди, которые приходили в Православие из христианских конфессий или даже из иных религий, конечно, проделали большой осознанный путь и они с уважением принимают традицию той Церкви, к которой присоединяются, и таких вопросов с их стороны никогда не возникало. Более того, если люди имели историю пребывания в исламе или каких-то восточных религиях и поняли, что там нет той истины, которую они искали, или у них был опыт гонений со стороны прежних единоверцев, и их национальные имена имеют какую-то символику, то они наоборот хотят изменить своей имя в крещении и даже начать употреблять его как единственное.
Бывали случаи, когда люди вышли из ислама и приходя в Православие, такие люди пытались воцерковить свои национальные обычаи, придумать свою терминологию, которой раньше не было, и, конечно, они ревностно относятся к своей культуре, и для них было бы уместно крестить с теми именами, которые они хотят.
Если человек носит восточное имя и при этом носит его как христианин, то это могло бы иметь определенное миссионерское значение, показывающее, что Православие выше национальных границ и может освятить любую культуру и не разрушать ее.
Если бы мы целенаправленно занимались воцерковлением определенной этнической группы, то можно было бы рассматривать вопросах на местах. Чисто с теоретической точки зрения здесь имелся бы определенный смысл формирования, например, таджикского или узбекского Православия, когда сформировались бы особые церковные напевы, особое убранство храмов. Но на практике такой широкой работы у нас не ведется.
Я лично знаю людей, пришедших в Православие из иных религий и могу сказать, что они сами специально искали себе новые имена, причем сильно отличающиеся от их национальных. Люди относились к этому довольно серьезно – они выбирали по имени любимого святого или святого, через которого пришли к вере.
Насчет православного Мухамеда надо сказать, что такой святой уже есть – это мученик Мухамед, принявший мученическую кончину после своего перехода из ислама в Православие. Так что крестить с этим именем без всяких противоречий можно.

Беседовала Александра Борисова

рейтинг: 
[xfvalue_gallery]
Оставить комментарий