Авторизация
 

Символ Веры (Вопросы)

Верую - что это значит?


Главное богослужение Православной Церкви называется Литургией (от греческого “общее дело”)  Обязательной частью Литургии является пение Символа Веры - очень краткого изложения важнейших истин, которые Бог открыл людям. Этот Символ первоначально возник как исповедание веры, которое произносил человек, приступавший ко Святому Крещению. Он должен был засвидетельствовать перед собравшимися христианами как серьезность своего решения посвятить свою жизнь Богу, так и верное понимание основных истин христианства. Этому торжественному - и самому важному в человеческой жизни - событию предшествовал определенный период подготовки, во время которого человек усваивал веру Церкви, к которой собирался присоединиться через Крещение. Такая подготовка называлась греческим словом “катехизация”, или, по-славянски “оглашение”, а человек, который ее проходил - “катехуменом” или “оглашенным”. Это слово до сих присутствует в нашей Литургии - когда мы слышим возглас “оглашенные, изыдите”. Он восходит к тем временам, когда людям, которые еще только готовились к Крещению, позволялось присутствовать только на первой части богослужения. В наши дни многие люди Крещены - но, увы, едва ли понимают смысл этого великого Таинства. Однако эта беда поправима - мы можем вернуться к той благодатной жизни, к которой призваны в Крещении. Для этого нам понадобится  обратиться к тем истинам, которыми живет Православная Церковь. 

Символ веры начинается со слова “Верую”; и нам стоит подробно рассмотреть, что имеется в виду. 

Слова могут выполнять разную роль. Они могут выражать эмоции, описывать предметы или абстрактные концепции. Но иногда слова могут менять реальность – например, молодые торжественно, в ходе установленного обряда заявляют о своем намерении вступить в брак, а священник (или специально на то уполномоченный представитель государства, если дело происходит в ЗАГСе) объявляет их мужем и женой. Произнесение этих слов создает новую реальность, которой не было до этого – семью. Воин принимает присягу; человек, вступая в гражданство, торжественно клянется соблюдать законы своего новообретенного государства – их слова меняют их место в мире, их права и обязанности, их отношения с другими людьми. 

Провозглашение «верую» с которого начинается символ веры, подобно брачной клятве, воинской присяге или принятию гражданства. Мы не просто говорим о том, что разделяем определенные представления о реальности – мы заявляем о своей верности, приверженности православной вере. 

Вера – это акт воли; мы принимаем решение и придерживаемся его. Чтобы подчеркнуть это, стоит уточнить, чем вера не является. Она не является переживанием или эмоциями. Иногда мы можем испытывать в Церкви необыкновенный душевный подъем – а иногда только усталость. Иногда молитва может приносить нам огромную радость – а иногда мы произносим слова молитвословия через силу. Иногда Бог посылает нам ясное осознание Его присутствия – а иногда Он дает нам возможность научиться хранить Ему верность, когда мы ничего не чувствуем. 

Вера – это решение держаться истины, которой мы однажды присягнули, независимо от наших меняющихся переживаний или обстоятельства.


  • Что такое Катехизация?
    • Подготовка к принятию священного сана 
    • Подготовка к Крещению
    • Обряд освящения различных богослужебных предметов
  • Что такое Символ Веры?
    • Начертание освященным маслом, которое наносится на лоб 
    • Крест, изображаемый на богослужебных предметах
    • Краткое изложение важнейших истин православной веры
  • Что такое вера?
    • утешительное переживание близости Бога
    • решение принять истину, открытую Богом, и твердо придерживаться ее
    • способность переживать мистические видения и откровения



Вера открывает нам истину о Боге и нас самих


Иногда люди – в результате какой-то катастрофы или болезни – переживают потерю памяти. Они не могут вспомнить, кто они, откуда, кто их родные и каково их место в жизни. Это огромное несчастье – и в каком-то отношении оно напоминает положение человека в мире вообще. Как сказал Александр Пушкин, 

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана? 

И зачем судьбою тайной 

Ты на смерть обречена?

Зачем мы живем? Почему мы обречены умереть? В чем подлинное счастье и как нам найти его? Ради чего нам стоит терпеть страдания и горести этой жизни? Какое-то время мы можем жить, игнорируя эти вопросы – сосредоточившись на мелких целях, удовольствиях и тревогах этой жизни – но рано или поздно что-то заставляет нас остановиться и задуматься. Это может быть  столкновение с бедой и страданием – или наоборот, с каким-то поразительным проявлением добра и красоты. Для чего мы живем? Есть ли у нас надежда перед лицом смерти? Кто мы, люди, такие на самом деле? Откуда мы взялись? Куда мы направляемся? 

Величайшие умы человеческого рода ставили эти вопросы – и искали ответы на них. В их наследии есть и гениальные прозрения, и тяжелые ошибки. 

Но в итоге истина была открыта Тем, кто точно знает ответы – потому что именно Он нас создал, и знает, зачем. Сначала Бог обращался к людям через пророков – избранных Им людей, которым Он открывал свою волю, затем Он Сам пришел в мир в Иисусе Христе. 

Благодаря этому откровению Бога мы узнаем о нашей цели и предназначении.  Мы созданы Богом из любви и для вечной, бесконечно радостной и блаженной жизни. Все истинное, доброе и прекрасное, что мы можем знать в мире, является только отблеском той подлинной жизни, для которой мы предназначены. Как сказал блаженный Августин, “Ты создал для Себя, и мятется сердце наше, пока не успокоится в Тебе”

Мы отпали от Бога – и от нашей истинной жизни – через катастрофу, которая называется грехом. Мы выбрали – и продолжаем выбирать – неверие, нелюбовь, и непослушание Богу. Мы пытаемся найти счастье где-то вне и помимо Него – и иногда, на какое-то время, нам может казаться, что нашли. Но, в конечном итоге, все эти попытки кончаются крахом. Именно в грехе – конечная причина всех человеческих бед и несчастий. 

Господь наш Иисус Христос, через свою смерть и Воскресение, дарует нам прощение грехов и вечную жизнь, которую мы принимаемпокаянием и верой; если мы доверимся Ему и последуем за Ним, мы будем возвращены в рай, который утратили через грех. 

Вера – это человеческий ответ Богу; мы принимаем то, что Он открыл, как истину, доверяемся Ему в том, что Он может и хочет вернуть нас к той жизни вечной и блаженной, для которой Он нас создал. Мы разворачиваем нашу жизнь от противления – к доверию, от мятежа – к послушанию нашему Создателю. 


  • Для чего Бог нас создал 
    • С целью эксперимента
    • Для жизни вечной и блаженной
    • Чтобы мы восполнили Его нужду в общении
  • Как Бог открылся людям?
    • через учителей всех мировых религий
    • через библейских Пророков и более всего, через Иисуса Христа
    • через мистиков различных традиций 
  • Как мы обретаем вечную жизнь? 
    • Через покаяние и веру во Христа
    • Через обретение особых духовных знаний
    • Через сосредоточенные медитации


Верую во единого Бога Отца Вседержителя 

Мы веруем в единого Бога; существует только один Бог, достойный поклонения. Признавая это, мы отвергаем идолов и ложных богов. Иногда люди, как и в древности, поклоняются языческим божествам, оказывая знаки почтения их раскрашенным изображениям.  Но гораздо чаще идол не выглядит так традиционно. Если в центре жизни человека не находится Бог, это место занимают те или иные идолы - то, что человек полагает самым важным в жизни, то, что определяет его мысли и поступки. Это может быть стремление к удовольствиям, к деньгам, к известности. Это может быть глубокая приверженность какой-то политической идеологии, ради которой люди готовы жертвовать всем, убивать и умирать. Это может быть безрассудная приверженность другому человеку - лидеру культа или политическому вождю. Когда мы говорим "верую во единого Бога", мы отрекаемся от идолов и выстраиваем нашу   жизнь вокруг ее надлежащего центра - нашего Создателя и Спасителя, покоряемся Его заповедям и ищем Его воли. 

Мы верим в Бога - и Символ Веры уточняет: Отца. Это важно, по крайне мере, по трем причинам. Во-первых, мы верим не в какую-то безличную космическую силу, не в "высший космический разум", о котором иногда говорят в нехристианской литературе, а именно в Отца - личность, к которой можно обратиться на "Ты", с которым можно вступить в доверительные, близкие отношения. Как сказано в Библии, "А я на Тебя, Господи, уповаю; я говорю: Ты — мой Бог" (Пс. 30:15)

Бог создал людей для вечной жизни с Ним; чтобы все мы составили бесконечно счастливую семью, глава которой - Он сам. Хотя мы разрушили наши отношения с Богом через грех, через веру и святое Крещение Он возвращает нас к Себе и делает нас Своими детьми; Господь Иисус учит нас обращаться к Нему "Отче наш" - "наш Отец"

Но Бог - Отец не только по отношению к нам; Он был Отцом прежде сотворения мира - потому что, как нам открывает Священное Писание, Бог вечно пребывает как Троица: Отец, Сын и Святой Дух. Как Господь Иисус говорит Апостолам, "идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа" (Мф 28:19)

Мы исповедуем,  что Бог является Вседержителем. В отличие  от любых других сил или личностей в мире Бог обладает всемогуществом. Его намерения всегда осуществятся. Как сказано в Библии, "С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится" (Исаия 14:24) Мы можем не сомневаться в том, что Бог исполнит Свои обещания верующим, и никто и ничто не сможет Ему помешать. 

Иногда спрашивают "может ли Бог создать камень, который Сам не сможет поднять?". Это важный вопрос, и правильный ответ на него - нет, не может. Не потому, что Ему не хватит могущества. Дело в том, что фраза "камень, который не может поднять всемогущий" содержит противоречие в определениях - как, например, "круглый квадрат", "темный свет" или "жидкий баран, летающий в заостренном небе". Такие сочетания слов бессмысленны - они не описывают реальности, которую Бог потенциально мог бы создать. Они, с точки зрения языка, вообще ничего не описывают. 

Поэтому также бессмысленно спрашивать, не мог ли Бог создать мир, в котором была бы свободные творения, но не было бы возможности зла и греха. Свобода ангелов и людей означает, что они пребывают с Богом в любви, доверии и послушании по своей доброй воле - а значит, могут и отказаться. Именно через этот отказ в мир и входит зло и грех. Но всемогущество Божие означает,  что Бог обратит все происходящее к Своим благим целям. Зло потерпит поражение, и мироздание будет восстановлено в радости и славе, которая будет намного превосходить все, что было до грехопадения.


  • Что означает вера в единого Бога?
    • Из всех богов мы выбираем одного, оставив остальных без внимания 
    • Существует только один Бог, и только Он должен находиться в центре нашей жизни 
    • Все боги различных религий являются проявлением одного и того же Бога
  • Почему мы называем Бога Отцом?
    • Он Отец Своего Единородного Сына (по рождению) и верующих (по усыновлению
    • Он, из своей природы, порождает все существующее 
    • Он является отцом всех остальных богов
  • Если Бог всемогущ, то в чем тогда причина зла?
    • Зло должно быть в мире, чтоб оттенять добро
    • Сотворив мир, Бог отвернулся от него, предоставив его собственной судьбе
    • Бог наделил ангелов и людей свободной волей; часть ангелов и люди злоупотребили этим даром, отказавшись доверять и повиноваться Богу 


Творца неба  земли, всего видимого и невидимого


Мы веруем в Бога, "Творца неба  земли, всего видимого и невидимого". "Небо и земля" - библейский оборот, который означает "все", "все на свете".

Все в этом мире: вековые деревья, кажущиеся такими нерушимыми скалы, сама планета земля, Солнце, другие звезды и планеты, наша галактика и все галактики в мироздании, Вселенная как таковая — все это является чем-то временным, преходящим. Только на фоне нашей сверхкраткой земной жизни все эти вещи кажутся нам почти вечными. Но на самом деле было время, когда их не было; придет время, когда их не будет.

Они обладают, как говорят философы, случайным, зависимым бытием — их могло бы и не быть.  

Этот мир и все в нем существует не благодаря себе, он получает свое бытие из источника, который находится вне его, подобно тому, как роман или симфония существуют только благодаря гению писателя или композитора. Мироздание и все, что в нем, создано и поддерживается в бытии Богом.

Иногда дети задают вопрос - "кто создал Бога?" 

В отличие от всего сотворенного, Бог обладает абсолютным бытием, как иногда говорят, Он Само-сущий, то есть Его бытие не обусловлено чем-либо вне Его Самого, Он не нуждается в каких-либо внешних по отношению к Нему причинах, чтобы существовать. Он существует всегда — прежде всех веков, ныне и во все веки. Все остальное получает существование по Его воле. Как говорит Священное Писание, "достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено" (Откровение 4:11) 

Мы обычно действуем, чтобы восполнить какие-то наши нужды; заработать на хлеб или получить признание других людей.

Но Бог абсолютно самодостаточен, у Него нет и не может быть какой-то неполноты или недостатка, который Он бы хотел восполнить за счет творения. Бог полностью, вечно, неизменно счастлив - "блажен" как говорят в Церкви. 

Создание мира - акт чистой щедрости, Бог решил подарить всем нам существование - и призвать нас разделить ту бесконечно блаженную и радостную жизнь, которой обладает Он сам, подобно хозяину, который призывает гостей на пир. Каждый из нас создан Богом из любви - и создан для жизни вечной и блаженной, которую мы обретем, если будем жить в вере и послушании Богу.

Символ веры уточняет - всего видимого и невидимого. Кроме видимой нами вселенной существует и мир, который мы воспринимаем лишь косвенно - мир духовный, к которому принадлежат ангелы и души людей. Все народы интуитивно понимали, что реальность гораздо больше того, что мы видим глазами. Язычники - древние и современные - были склонны искать расположения и помощи у таинственных существ из этой незримой реальности. 

Библейское откровение говорит о том, что невидимый мир, определенно, существует  - и что он, как и видимый, сотворен Богом. Те могущественные и прекрасные существа, которые в нем находятся, как и мы - Божии творения. Им не следует поклоняться. 

Мы не одиноки во вселенной - Бог создал ангелов, которые, как и мы, обладают разумом и волей, но, в отличие от нас, состоящих из души и тела, они бестелесны. Некоторые из ангелов подняли мятеж против Бога и пали - превратившись в бесов. Бесы стремятся разрушить Божие творение и, особенно, отношения Бога и человека. Напротив, верные Богу ангелы служат Ему в деле спасения людей - и мы знаем, что у нас есть невидимые, но верные друзья, которые служат Богу в достижении цели, для которой он нас создал: привести нас к жизни вечной и блаженной.


  • Почему мы называем Бога Творцом? 
    • Вселенная существовала до Него, но Он создал планету земля, на которой мы живем 
    • Бог создал материальный мир, который мы видим, но духовный мир существовал до Него
    • Все существующее - видимое и невидимое - сотворено Богом
  • Зачем Бог сотворил мир?
    • Чтобы восполнить Свою нужду в энергии 
    • Чтобы восполнить Свою нужду в общении 
    • Бог ни в чем не нуждается, и творит мир из чистой щедрости 
  • Что символ веры понимает под “невидимым”?
    • Силовые поля, радиоволны, и другие физические реальности, которые мы не воспринимаем зрением 
    • Все, что пока не существует, но, возможно, будет сотворено в будущем
    • Мир ангелов - сотворенных Богом бесплотных духов


И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, от Отца рожденного прежде всех век, света от света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу,  Им же все сотворено

Разные религиозные и философские традиции готовы отвести Господу Иисусу то или иное, почетное в их глазах, место в их картине мира. Кто-то признает его великим пророком, кто-то - учителем. Христиане отличаются тем, что мы признаем в Нем того, Кем Он сам Себя недвусмысленно объявлял - Богом. В Евангелии Иисус говорит о том, что был с Отцом прежде бытия мира  (Иоан.17:5), что Он сошел с небес (Иоан.6:38) что Он и Отец - одно (Иоан.10:30), что видевший Его видел Отца (Иоан.14:9)

Как говорит Писание, и как учит Церковь, Господь наш Иисус Христос обладает двумя природами - он одновременно целиком и полностью Бог и целиком и полностью человек. В Нем Бог и человек являются одной личностью. 

Символ веры начинает с указания на Его божественную природу. Господь Иисус назван  “Сыном Божиим”, но с важным уточнением - единородным. Библия может называть “сынами Божиими” и других лиц - например, все члены Церкви названы “сынами Божиими по вере в Иисуса Христа” (Гал.3:26). Но верующие - это усыновленные дети; Иисус - единородный. 

Между Богом и творением существует огромная качественная разница. Ее можно сравнить с разницей между автором и персонажем - автор существует на самом деле, он реален. Персонажи - только благодаря ему. Архангелы, красоту и могущество которых мы не можем себе и вообразить, находятся по нашу сторону пропасти, разделяющей Творца и творение; они, как и мы, сотворены Богом из ничего, их могло бы и не быть. Они - как и мы были созданы во времени. Было время, когда их не было. 

Но Сын Божий находится по Божию сторону; Он не является сотворенным существом. Он был всегда, “прежде всех веков”. Обычно, говоря о рождении, мы предполагаем, что сын появляется позже отца - в Троице это не так. Святые Отцы предлагали, в числе прочих аналогий, образ Солнца, которое порождает свои лучи, но между солнцем и лучами нет разрыва во времени - никогда не было Солнца без лучей, подобно этому никогда не было Отца без Сына и Святого Духа. 

Сын Божий единосущен Отцу - то есть обладает той же Божественной природой. Более того, символ веры подчеркивает, что Сын также является Творцом мира - как об этом свидетельствует Священное Писание. Например, Евангелие от Иоанна говорит: “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть” (Иоан.1:1-3), а Апостол Павел говорит об Иисусе Христе: “ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит” (Кол.1:16,17) Автор Послания к Евреям относит к Сыну Божию слова Ветхозаветного Псалма, где речь идет о Творении мира: “в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся” (Евр.1:10-12)

Итак, Апостолы проповедуют - а мы веруем - что Сын Божий Иисус Христос есть наш Бог и Создатель.


  • Церковь исповедует, что Иисус Христос
    • Праведный человек, усыновлённый Богом
    • Одновременно и полностью Бог и человек
    • Первое из творений Божиих, архангел, ставший человеком
  • Что означает выражение “Единородный Сын Божий”?
    • Он был сотворен прежде всего остального
    • Он пребывал с Отцом в Троице всегда, прежде творения мира
    • Он был усыновлен первым
  • Было ли время, когда Сына не было?
    • Да, от вечности пребывал один Отец, потом Он сотворил Сына, а через Него - все остальное
    • Да, человек Иисус родился во времени и только потом был усыновлен Богом
    • Нет, Сын также вечен, как и Отец

Нас ради, человек, и нашего ради спасения сшедшего с небес

В Символе Веры мы исповедуем Сына Божия, “Нас ради, человек, и нашего ради спасения сшедшего с небес, и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и вочеловечившегося”

Мы веруем, что предвечный Сын Божии стал человеком. Вот как говорит об этом Евангелие от Иоанна: “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца” (Иоан.1:1, 14) 

Как повествует Священное Писание, долгая и трудная история ветхозаветного народа Божия достигает своей высшей точки в Деве, по имени Мария, которая соглашается, стать матерью Спасителя. В Церкви Она окружена благоговейным почитанием - потому что именно через нее совершается величайшее событие в истории творения - Боговоплощение. 

Сверхъественным действием святого Духа, без участия земного Отца, она зачинает, вынашивает во чреве и рождает Младенца, которому нарекают имя “Иисус”. 

Так Бог, не переставая быть Богом, становится человеком; Создатель поселяется среди Своих созданий. Как учит Писание - и исповедует Церковь - Иисус Христос одновременно является целиком и полностью Богом и целиком и полностью человеком. В Нем Бог и человек являются одной Личностью. 

Как человек, Он живет среди нас, разделяя с нами все тяготы жизни в мире, разрушенном нашим грехом. Он трудится и устает, нуждается в пище и отдыхе. Он делается доступен страданию и, в итоге, смерти. 

Одно лишь отличает Его от нас - Он безгрешен. 

Его жизнь, как человека, совершенно угодна Богу. Он молится там, где мы злословием, любит там, где мы ненавидим, избирает волю Божию там, где мы избираем свою. Наконец, Он смиренно, в полном послушании Отцу, отдает Свою жизнь на Кресте - чтобы вновь принять ее в Воскресении. Как говорит святой Апостол Павел, Единородный Сын Божий “уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной” (Фил.2:7,8)

Зачем он все совершает все это? Творец всех этих миллиардов галактик стал человеком, эмбрионом в утробе Своей пречистой Матери, Младенцем у Нее на руках, мальчиком, юношей, мужчиной - и наконец, Он принял поругания, истязания и лютую смерть от рук Своих творений. Ради чего? Символ веры говорит:  “нас ради человек и нашего ради спасения”.

Апостолы проповедовали, что “Бог есть любовь”. Откуда они это знали? Из событий, совершившихся на их глазах.  Как говорит Апостол Иоанн,  “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (Иоан.3:16) Даже среди нас, людей, мера любви к человеку определяется тем, чем мы готовы пожертвовать ради него. Мера Божией любви открывается в том, что Бог стал человеком, разделил с нами все тяготы жизни в падшем мире, и, наконец, принял мучительную смерть ради того, чтобы вернуть нас к жизни. Как говорит Апостол Павел, “Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками” (Рим.5:8)


  • Что означают слова “и воплотился, и вочеловечился”
    • Превратился из Бога в человека
    • Приобрел смешанную природу, частично божественную и частично человеческую
    • Не переставая быть Богом, воспринял также и человеческую природу
  • Что значит “от Духа Святого и Марии Девы”?
    • Бог, через Святого Духа, усыновил Сына Марии
    • Мария зачала во чреве и родила сверхъественным образом, без участия земного отца
    • Бог чудесным образом превратился в младенца, а Марии было поручено позаботиться о Нем
  • Ради чего Сын Божий сошел с небес
    • Чтобы приобрести новый опыт 
    • Чтобы приобрести новые знания
    • Ради спасения людей

Распятого же нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного

В центре проповеди Апостолов стоит возвещение, что Бог не только стал человеком, но и претерпел страшную и мучительную смерть от рук Своих созданий. Символ Веры уточняет - при Понтийском Пилате. Понтий Пилат был в то время римским префектом (наместником) Иудеи, и его упоминание подчеркивает историческую реальность происшедшего - в древности время отмерялось по именам правителей, как мы сейчас сказали бы "в таком -то году".

Христос подлинно страдал и погребен - этим Символ веры отвергает лжеучения, согласно которым тело Иисуса (и, значит, Его страдания за нас) были чем-то нереальным и кажущимся, и подчеркивает подлинность Его человеческой природы.

Казнь через распятие была самым жестоким и унизительным способом умерщвления, до которого люди только могли додуматься за века своей кровавой истории - и ей предавали наиболее ненавистных преступников: разбойников, убийц, мятежников. Более того, согласно Ветхому завету, такая смерть символизировала проклятие, отвержение Богом: "проклят всяк, висящий на древе" (Гал.3:13, см. Втор.21:23)

Конечно, люди прилагали все усилия, чтобы избежать этой страшной участи.  Но Господь Иисус в Евангелии говорит о том, что Он пришел именно для того, чтобы умереть такой смертью: "Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мар.10:45) "На час сей я пришел" Он говорит именно о часе Своего распятия (Иоан.12:27)

Господь Иисус говорит о том, что ветхозаветное пророчество Исайи о страдающем праведнике относится к Нему. И вот что говорится в этом пророчестве: "Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас" (Ис.53:5,6)

Евангелие от Иоанна говорит, что Иисус есть"Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира" (Иоан.1:29)

Каждый из нас может быть освобожден от бремени наших грехов, от всякой вины, осуждения и проклятия, потому что это бремя берет на Себя наш Искупитель. Через Свою смерть и воскресение Он дает нам прощение грехов и новую жизнь - которую мы принимаем покаянием и верой. 

Эта вера означает, что мы  принимаем жертву Господа как принесенную не просто за человечество в целом - но и за каждого из нас лично. Как говорит святой Апостол Павел,"[я] живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня" (Гал.2:20)

Христос умер также и за меня лично, чтобы и мне даровать прощение и жизнь; Его смертью и я избавлен от осуждения. Осознание этого означает глубокий переворот в нашей жизни. Нам оказано великое благодеяние; нам открыта возможность совсем другой жизни. Греховное прошлое больше не должно иметь над нами власти. В Крещении, которое соединяет нас со смертью Христовой, мы умираем для прежней жизни - и восстаем к новой, прощенными и обновленными. 

Даже если мы были крещены, но  забыли об этом, для нас, благодаря крестной жертве Спасителя, открыт путь покаяния и обновления - мы можем вновь начать с чистого листа, потому что, как сказано в Писании, “Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха” (1Иоан.1:7)


  • Почему Господь Иисус Христос был распят на Кресте?
    • Он был захвачен врасплох своими врагами 
    • Сопротивление Его проповеди оказалось сильнее, чем Он рассчитывал
    • Он намеренно и добровольно пошел на смерть 
  • Чем смерть Христа принципиально отличается от смерти других мучеников?
    • Она была особенно тяжелой
    • Она показала пример терпения
    • Будучи безгрешен, Он умер за наши грехи
  • Как смерть Христа связана с Таинством Крещения?
    • Через Крещение мы умираем Его смертью, освобождаясь от греха и осуждения, и воскресаем Его воскресением для новой жизни
    • Через Крещение мы получаем мистические знания о значении Его смерти
    • Никак - Крещение связано только с Его Рождеством


И воскресшего в третий день по Писаниям 

Проповедь Апостолов - и проповедь Церкви - начинается с провозглашения, что Иисус Христос, который был распят, умер и погребен,воскрес из мертвых и жив сейчас.Самый главный праздник в Церкви - Пасха, когда мы приветствуем друг друга восклицаниями: "Христос Воскрес! " - и отвечаем "Воистину Воскрес!" Что это означает?

Иногда люди говорят о великом мыслителе или герое, что он жив - имея в виду, что о нем хранят благодарную память, следуют его учению, а его пример до сих пор вдохновляет других. Но Христос жив не в этом, метафорическом - а в самом буквальном смысле. Он восстал из мертвых; Его гробница пуста. 

После того, как Он умер на Кресте и был положен в гробнице, несколько женщин пошли, чтобы помазать Его тело благовонными маслами, как этого требовал принятый в то время обряд погребения.  Но они обнаружили, что Его нет во гробе; Ангел возвестил Его воскресение, а потом им явился и сам Иисус.

Как говорит Святой Апостол Павел, “Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне” (1Кор.15:3-8)

Ученики видели Его живым - он являлся им не раз и не два, а в течении сорока дней. Они могли убедиться в том, что Он подлинно вернулся к жизни в настоящем, физическом теле. Он разделял с ними трапезу. К Нему можно было прикоснуться. 

После Распятия Иисуса Апостолы были глубоко обескуражены и подавлены страшной смертью Своего Учителя; но Воскресение превратило их в бесстрашных проповедников Евангелия, которые шли на муки и смерть, чтобы провозгласить - “Христос воскрес!” 

Христиане жили - и живут сознанием того, что Иисус Христос могущественно, действенно жив, пребывает со Своей Церковью, слышит молитвы испасает всех прибегающих к Нему. 

Символ Веры уточняет, что воскресение Христовопроизошло "по Писаниям". Воскресение Христово было ключевым событием в Божием замысле о спасении мира, которое подготавливала вся ветхозаветная история. 

Бог и раньше возвращал людей к жизни - и сам Христос воскресил Лазаря. Но это можно было сравнить с современной реанимацией -возобновлением прежней  жизни, обреченной завершиться смертью. Воскресший Христос является Носителем - и Подателем - качественно иной жизни. Как говорит Писание, "Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти" (Рим.6:9)

В нем уже совершилась та Божия победа над грехом и смертью, в которую каждый из нас призван войти личным покаянием и верой. Воскресение Христово удостоверяет нас в том, что и мы, последовав за Ним, воскреснем для жизни вечной и блаженной. Как говорит Апостол, "Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею" (1 Кор.6:14)


  • В каком смысле мы говорим о Воскресении Христа?
    • Его учение продолжает вдохновлять людей
    • Он живет в мыслях своих последователей
    • Он буквально, телесно и физически воскрес из мертвых и жив сейчас  
  • Что значит “по Писаниям”?
    • Мы знаем о воскресении Христа из Писаний 
    • в Его жертвенной смерти и Воскресении совершились все ожидания ветхозаветных Пророков 
    • Это событие было предсказано в Писаниях всех мировых религий 
  • Можем ли мы разделить Воскресение Христа? 
    • Нет, потому что Он - единственный, кто победил смерть
    • Да, потому что мы тоже будет воскрешены Богом, как и Он
    • Нет, потому что мы останемся бестелесными душами


И восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца

После сорока дней, в течении которых воскресший Христос являлся ученикам, Он вознесся к Отцу, на небеса, обещав ниспослать им Святого Духа. Вот, как Его слова передает Евангелист Лука:

“Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их” (Деян.1:8,9)

Его видимое, физическое присутствие сменилось не менее реальным, но гораздо более всеохватным - теперь он везде  пребывает со Своей Церковью, которая рассеяна по всему лицу Земли, как Он сам сказал  "Я с вами во все дни до скончания века"(Мф 28:20)

Небо в Священном Писании означает как физическое небо, которое мы видим над нашими головами, с которого льется дождь или идет снег, так и небо духовное – место пребывания Бога, ангелов и святых. Это двойное употребление связано с тем, что люди Библии (и многие поколения верующих после них) видели в физическом мире икону мира духовного: небо над головой, с облаками днем и звездами ночью, напоминало о вездеприсутствии Божием. Поэтому Господь возносится – а не просто удаляется. Его скрывает из вида Облако – библейский символ присутствия Божия.

Христос пребывает "одесную" то есть "по правую руку от" Отца. Как говорит Апостол, Христос, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте. (Евр. 1:3)

Что это означает?

При дворах древних (и средневековых) правителей по правую руку от государя сидел тот, кто занимал наивысшее положение в царстве - после самого царя. Господь наш Иисус Христос одновременно обладает двумя природами - как Бог Он уже выше всех, но здесь речь идет о Его статусе как человека - одесную Отца пребывает превознесенный и прославленный Представитель и Глава человеческого рода, один из нас, людей. 

Писание подчеркивает, что в Иисусе Христе Бог стал человеком не на время, а навсегда. Одесную Отца пребывает наш собрат по человечеству, тот, кто называет верующих в Него "друзьями" и"братьями".

Писание говорит о том, что Христос вошел на небеса «предтечею за нас» (Евр. 6: 20) и что Он стал нашим Ходатаем (см.: 1 Ин. 2: 1; Рим. 8: 34; Евр. 7: 25, 8: 6, 9: 15, 12: 24) и посредником между Богом и людьми. (1-е Тим. 2:5) Христос взошел на небеса, чтобы проложить нам путь. Как и все Свои деяния, Христос совершает это "нас ради, человек, и нашего ради спасения"

Он обладает совершенной праведностью, и ради Него и совершенного Им искупительного подвига Бог прощает нас и пребывает с нами.Ради Него Бог ниспосылает Церкви Святого Духа. 

Мы не можем искупить наши грехи – но они искуплены Его жертвой. Мы, бедные грешники, не можем быть приняты на небесах ради нашей праведности – но «мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника» (1 Ин. 2: 1). Люди часто просят о милости «ради Христа» – и милость у Бога ожидает нас тоже «ради Христа». Как говорит Апостол Павел, “Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас” (Рим.8:34)


  • Что произошло после 40-дневного периода, в течении которого Воскресший Христос общался с учениками?
    • Он уехал в Непал
    • Он исчез в неизвестном направлении
    • Он вознесся на небеса
  • Сохраняет ли Господь Иисус свою человеческую природу на небесах? 
    • Нет, Он отложил ее после того, как завершил свою миссию
    • Частично; от использует ее время от времени
    • Сохраняет целиком и полностью
  • Что делает Иисус на небесах?
    • Составляет списки наших грехов
    • Ходатайствует за нас перед Отцом
    • Посещает иные планеты

И паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Царству же Его не будет конца

Господь Иисус говорил о Царстве - Владычестве, Правлении Бога, которое в определенном смысле уже пришло с Его проповедью, смертью и Воскресением. Те, кто принимают Иисуса как своего Царя, покоряются Его заповедям и ищут исполнения Его воли, уже становятся подданными Его Царства. Это Царство присутствует в Его Церкви - где подданные Христа-Царя собираются для общей молитвы и совершения Таинств, которые Он установил. 

По нашему свободному выбору мы можем войти в это Царство или игнорировать Его. Но так будет не всегда. Наступит день, когда это Царство явится  могущественным и непреодолимым образом - дверь затворится, и мы окажемся или внутри или снаружи, в зависимости от тех решений, которые мы принимали до этого. 

Библия говорит  о том, что человеческая история подобна драме - она идёт от   завязки к кульминации, когда замысел Бога осуществится и мироздание наполнится Его славой. Ожидание этого великого дня появляется уже у ветхозаветных пророков - вот как, например, говорит пророк Исайя:"Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море. (Исаия 11:6-9)

Это царство мира и любви Божией явится после суда Божия над миром - и тут нам важно сделать одно уточнение. Для нас суд ассоциируется прежде всего с наказанием, суда принято бояться. В библейские времена, судья, конечно, наказывал злодеев, но упор делался на другое - на восстановление справедливости. Это как если бы праведный Царь восстановил свою власть над страной, которую терзали мятежники и разбойники, обуздал злодеев - и люди вздохнули свободно. Как возвещает пророк, “Я накажу мир за зло, и нечестивых - за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей; сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, и мужи - дороже золота Офирского” (Ис.13:11,12)

Конечно, тем, кто закоснел во зле и гордыне,это  совсем не понравится - но в целом суд в Библии видится как радостное и долгожданное событие.

Иисус в Евангелии говорит, что именно Он будет судитьвсе  народы в последний день. 

Те, кто безвинно страдал, терпел гонения и обиды за имя Христово, те, кто верно служил Ему в делах любви и милосердия, унаследуют Царство, уготованное им от создания мира.

Это Царство установится окончательно и навсегда - ему, как говорит Символ Веры, не будет конца. Человеческая история, со всем ее грехом и болью, останется позади, все земные страдания для верных обернутся бесконечной небесной славой и радостью. Поэтому Библия завершается словами: “Ей, гряди Господи Иисусе!”.


  • Что совершит Иисус в конце земной истории? 
    • Окончательно предоставит этот грешный мир его собственной судьбе
    • Уничтожит все материальное творение
    • Вернется во славе, чтобы совершить суд над всеми людьми, живыми и умершими
  • Как вернется Иисус?
    • Так же, как и в первый раз, в образе обычного человека - некоторые поверят в Него, некоторые нет
    • Он вернется со славой, как Господь и Судия, Его Божество уже невозможно будет отрицать
    • Он вернется тайно, и никто не будет знать об этом 
  • На какое время установится Царство Христово после Его суда? 
    • На тысячу лет
    • На какой-то длительный срок, продолжительность которого мы не знаем
    • Навсегда, на веки веков, оно никогда не кончится


И в Духа Святого, Господа животворящего, от Отца Исходящего, вместе с Отцом и с Сыном принимающего поклонение и славу, говорившего через Пророков

Бог един по существу и троичен в лицах; Господь Иисус отправляет учеников крестить все народы "во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Мф 28:19) - и Символ Веры говорит здесь от третьем лице Святой Троицы, Святом Духе. 

Господь Иисус говорит в Евангелии - "Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины" (Ин 14:16,17).

В этих кратких словах тоже присутствует тайна Троицы — Сын обращается к Отцу, Отец посылает Духа. Что нам открыто о Святом Духе? 

Святой Дух - не какая-то безличная сила. Это Личность и Бог. В Писании мы видим множество свидетельств этому - например, Святой Дух дает повеления от Своего Имени, как в книге Деяний Апостольских: "Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их" (Деян. 13: 2).

Святой Дух свидетельствует об истине. Как говорит Господь: "Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне" (Ин. 14: 26; 15: 26). 

Святой Дух говорил через ветхозаветных Пророков - и новозаветных Евангелистов и Апостолов - открывая истины, необходимые для нашего спасения. Именно поэтому мы называем священное Писание "боговдохновенным". 

Святой Дух дает нам внутреннюю уверенность в истине Евангелия. Как говорит апостол: "Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии" (Рим. 8: 16). Святой Дух успокаивает и утешает наше испуганное и недоверчивое сердце, побуждая нас довериться слову Божию.

Если бы Святой Дух не побуждал бы нас к покаянию и вере, мы не могли бы ничего – ни каяться, ни молиться, ни уповать на Христа, ни хотя бы хотеть всего этого.

Святой Дух обличает нас в грехе, указывая на те стороны нашей жизни, которые следует исправить.

Святой Дух возрождает нас к новой жизни. Всякий добрый порыв в нашем сердце, всякое желание повиноваться заповедям, всякое сердечное упование на Спасителя, все, что только есть в нашей жизни доброго и спасительного, есть дар Святого Духа. Он не только свидетельствует об истине, Он, прежде всего через Таинства Церкви, ищет глубоко изменить нас изнутри. Апостол перечисляет плоды, которые производит Святой Дух в жизни верующего: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5: 22–23).

Святой Дух созидает Церковь. Апостол описывает Церковь как единое тело, пронизанное сверхъестественной жизнью: «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1 Кор. 2: 12–13). Пребывать в общении с Духом Святым – значит, пребывать в Церкви. Господь спасает не отдельно стоящих гордых одиночек, но Церковь, и любовь, которую Святой Дух созидает в сердце человека, – это прежде всего любовь к Церкви.


  • Что мы знаем о Святом Духе? 
    • Это старший из Божиих ангелов
    • Это безличная сила, через которую действует Бог, вроде магнетизма или электричества
    • Это личность и Бог; Он предвечно пребывает с Отцом и Сыном в Святой Троице
  • Почему мы называем Библию “боговдохновенной”?
    • Потому что она вдохновляет нас на дела, угодные Богу
    • Это просто поэтический термин, выражающий восхищение
    • Потому что через Пророков, Евангелистов и Апостолов к нам обращается Святой Дух
  • Что Святой Дух непременно совершает в жизни верующего?
    • Наделяет его ясновидением и другими сверхъественными способностями 
    • Постепенно преображает его личность по примеру Христа
    • Наделяет его сверхъественным здоровьем и неуязвимостью 


Во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь

Господь Иисус говорит в Евангелии: "Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Матф.16:18) 

Символ Веры говорит о том, что Церковь является единой - она, через все века, и по всему лицу земли хранит и возвещает одну и ту же веру в Спасителя, по Его слову: "Я с вами во все дни до скончания века" (Мф 28:20).  

Она является Святой - то есть принадлежащей Богу. Именно через Церковь Бог действует в мире, приводя людей вечному спасению. Церковь, как ее описывает уже Новый Завет, это не просто собрание единомышленников. Это нечто гораздо большее — тело, организм, объединенный не просто общими убеждениями, а общей сверхъестественной жизнью. Как говорит святой Апостол Павел "Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом" (1Кор.12:11-13)

Церковь все эти века совершает Таинства, установленные Господом Иисусом - прежде всего, Крещения, через которое мы становимся членами Церкви, и Евхаристии, через которую мы в ней пребываем. Через Таинства нас достигает благодать Божия, которая преподает нам прощение грехов и созидает в нас новую жизнь. 

Церковь является соборной - она объединяет верующих в разных странах, преодолевая любые различия - государственные, этнические, расовые, социальные, культурные, языковые, собирая людей из  "из всякого колена и языка, и народа и племени" (Откр.5:9) в один народ Божий, объединенный под главою Христом. 

Церковь является Апостольской. Слово "Апостол" значит "посланник", и Библия называет так учеников Христа, которых Он лично избрал для того, чтобы они продолжали в мире проповедь Его Царства. Евангелие передает Его слова,   "как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас" (Иоан.20:21) 

Христос наделил Апостолов властью говорить от Его имени; Он сказал "Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается" (Лук.10:16) Само слово "Христианин" впервые появляется в Библии и означает "ученик Апостолов" (Деян.11:26).

Христос возложил на Апостолов миссию проповедовать Его Воскресение, крестить людей и наставлять их в Его учении. Евангелие от Матфея завершается Его поручением:  "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам" (Матф.28:19,20)

Церковь продолжает Апостольское служение и хранит Апостольское преемство. Это означает, что Апостолы, через таинство рукоположения передали своим преемникам - Епископам - особые дары Святого Духа для пастырского служения и совершения Таинств. Любого православного Епископа или священника связывает с Апостолами непрерывная цепочка рукоположении. Он проповедует ту же веру, которую проповедовали Апостолы, и совершает ту же Евхаристию, которую они совершали. 

Наша Вера во Христа проявляется в том, что мы, по Его слову, присоединяемся к Его Церкви. 


  • Как Бог приводит людей к вечному спасению? 
    • Через различные религиозные общины, которые учат людей нравственной жизни
    • Через личные мистические откровения
    • Через Церковь
  • Кто является основателем Православной Церкви? 
    • Апостолы
    • Святые Отцы
    • Господь Иисус Христос
  • Что такое Апостольское преемство?
    • Священные реликвии, которые передаются со времен Апостолов
    • Непрерывная цепочка рукоположений, которая связывает  современных Епископов и священников с Апостолами
    • Решимость тех или иных групп верующих следовать словам Апостолов, как они их понимают

Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века

Иногда говорят, что христиане верят в бессмертие души. Это не совсем точно. Мы действительно переживем какой-то период пребывания вне тела. Писание не говорит о нем подробно, но все же что-то мы знаем. Из Библии следует, что душа продолжает свое существование после физической смерти, при этом для одних людей (как для Лазаря из Евангельской притчи — см. Лк 16:19–31) это существование будет утешительным, для других же (как для богача из той же притчи), напротив, весьма горьким. Люди в этом состоянии что-то знают о происходящем на земле — тот же богач просит о своих живых братьях, а в книге Откровения (см. 6:10) мы читаем, как святые, пребывая на небесах, молятся о событиях, происходящих на земле. Но Писание очень ясно говорит о том, что это — не окончательное состояние. В Символе Веры мы поем не "чаю вечного пребывания на небесах", но "чаю воскресения мертвых"

Святой Апостол Павел указывает на воскресение Христа как пример того, что произойдет с нами: "Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его" (1 Кор 15:20–23)

Евангелия подчеркивают, что воскресший Христос — не призрак, не дух, Он обладает вполне материальным телом. Как говорит Он сам,  "Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня" (Лк 24:39).

Бог вернет нас к жизни в преображенных, исцеленных и прославленных, но  несомненно материальных телах. Они будут "нетленными" - то есть не подверженными смерти и разрушению, и немыслимо прекрасными. 

Пророчества об этом есть уже в Ветхом Завете: "Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя — роса растений, и земля извергнет мертвецов" (Ис 26:19).

В одной из самых трагических книг Библии — книге Иова — есть удивительные слова, которые произносит измученный, почти изверившийся человек: "А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его"(Иов 19:25–27). Бог превратит смертную тень в ясное утро воскресения, и те, кто хранил веру и надежду, пробудятся к новой, блаженной жизни в исцеленном и преображенном мире, где уже не будет зла и греха. Как говорит Пророк, " Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море" (Ис.11:6-9)

Как было открыто тайновидцу Иоанну, и "отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло" (Откр 21:4)

Мы сами, как и все мироздание, переживем глубочайшую перемену. Тех, кто следует за Христом, ожидает нечто большее, чем радость, нечто большее, чем утешение, нечто большее, чем счастье. И мы призваны открыться этой надежде, жить ею, позволить ей преобразить нашу жизнь здесь и сейчас.


  • О каком Воскресении Мертвых говорится в Символе Веры?
    • О нравственном преображении людей, которые исправили свою жизнь
    • Это символическое выражение надежды на жизнь после смерти
    • О буквальном, телесном и физическом воскресении, подобном Воскресению Самого Христа
  • Правда ли, что христиане верят в бессмертие души? 
    • Нет, не правда - мертвые ничего не чувствуют до того момента, когда будут воскрешены из мертвых
    • Правда - после смерти бестелесные души верующих вечно пребывают на небесах
    • Отчасти правда - в момент смерти душа отделяется от тела, но не навсегда - в последний день мы все будем воскрешены именно в телах